Инопланетянин — культурный феномен, представитель разумной внеземной цивилизации. Понятие «инопланетянин» может заменяться также словом «пришелец». Существующее понятие «лунатик» в настоящее время является устаревшим и скорее обозначает человека, больного сомнамбулизмом. В человеческой культуре инопланетянин чаще всего предстаёт в виде гуманоида. Сложился своеобразный «классический» образ («грей») инопланетянина как человекообразного существа с дряблым телом, покрытого кожей серого или светло-зелёного цвета, без волосяного покрова и с непропорционально большой головой, на которой находятся огромные раскосые глаза чёрного цвета и миндалевидной формы, без зрачков. Инопланетянин-гуманоид, как правило, отличается прямохождением, выраженными нижними и верхними конечностями, парными внешними признаками, ориентированными по вертикальной оси. Классический образ инопланетянина также характеризуется неочевидным отсутствием у него, как у биологического вида, признаков биологического пола благодаря отсутствию чётко выраженных наружных половых органов и полового диморфизма, поскольку большинство описаний внешности и поведения инопланетян представляет их как существ среднего рода, бесполых и обезличенных. В подавляющем большинстве случаев в представлении людей инопланетяне — представители цивилизации, которая значительно превосходит землян в технологическом плане.
Инопланетянин в художественной культуре В художественной культуре (книги, кинофильмы, комиксы) образы инопланетян значительно варьируются. Если обозначаются несколько видов инопланетян, образы часто похожи на земных животных, во многих случаях — обезьян или насекомых (как правило, в роли земного аналога последних предстают насекомые с развитой общественной организацией и ксенофобией, такие, как муравьи и пчелы, что соответствует рисуемому в художественной фантастике образу огромного коллективного разума, отказывающегося от контакта с другими видами и ведущем с ними бесконечные истребительные войны). Иногда инопланетяне мыслятся как чистый бестелесный разум или состоящими из однообразной аморфной субстанции. В отдельных случаях морфология инопланетян предстаёт неясной, но они принимают человеческий или человекоподобный облик, чтобы упростить себе контакт с людьми. Образ инопланетянина сильно отличается в зависимости от того, изображается первый контакт с внеземной расой или далёкое будущее, в котором такие контакты являются обыденностью. Практически всегда при изображении первого контакта инопланетянин предстаёт в образе гуманоида, хотя встречаются исключения (например — американский телесериал 60-х годов «Инопланетяне»). Чаще всего, в ситуации первого контакта инопланетяне предстают агрессивной силой, которая может уничтожить человечество. Осознанность таких действий, как правило, остаётся на совести автора — в некоторых случаях инопланетяне стремятся захватить Землю руководствуясь чёткими мотивами (страсть к завоеванию, необходимость получения ресурсов), иногда — не осознавая губительность своих действий для человечества. При изображении далёкого будущего фантазия идёт дальше. В таких случаях, обычно, изображается сосуществование землян с несколькими другими цивилизациями. Это заставляет авторов варьировать образы инопланетян. Почти во всех случаях они ориентируются на особенности человеческого сознания — отрицательные персонажи предстают в образе уродливых гуманоидов, рептилий или неподвластных человеческому разуму существ. Положительные персонажи чаще всего похожи на идеальных людей или положительных существ из человеческой мифологии. Иногда изображения инопланетян отличаются своеобразной оригинальностью — например, они передвигаются не с помощью конечностей, а при помощи колеса, расположенного в нижней части тела.
Инопланетянин и человеческое сознание В человеческой культуре инопланетянин олицетворяет собой нечто неизведанное, несущее с собой новые ощущения и потенциальную опасность. Он является одновременно притягательным и пугающим образом, который успешно эксплуатируется современной массовой культурой. С другой стороны, инопланетянин часто олицетворял собой разумное существо, обычно обладающее высоким уровнем умственного развития и культуры. Писатели-фантасты многократно ставили вопрос о возможности контакта с внеземными существами, описывая сложности взаимодействия независимо развивавшихся культур и выгоды от их сотрудничества. Советский астроном И. С. Шкловский в своей книге «Вселенная, жизнь, разум» обосновывает чрезвычайно низкую вероятность одновременного существования человечества и другой похожей высокоразвитой цивилизации. Философ Н. Н. Страхов указывал на родство в человеческом сознании веры в существование богов, духов с одной стороны и инопланетян с другой: Не заключается ли в жизни такое глубокое содержание, что она не может ограничиться теми формами, в которых проявляется на земле, что она должна в равных, или даже лучших формах обнаруживаться на других светилах? Может быть, жизнь даже совершенно неисчерпаема, так что сколько бы ни было звёзд и планет, для неё всё будет мало, и никогда не успеет выразится во всей своей полноте? Такое понимание жизни, такое желание представлять себе иную жизнь — вот, без сомнения, главное основание, по которому мы населяем планеты жителями… Если прежде из того же стремления родились олимпийские боги, или духи подземные, водяные и воздушные, то ныне, когда более точные исследования доказали отсутствие этих существ в указанных местах, мы, сообразуясь с научными открытиями, нашли, что эта иная, не наша жизнь, вместо Олимпа, воздуха и воды, может поместиться на других планетах. — Н. Н. Страхов, «Жители планет», 1861.
|